|
первый раз в детский сад
несколько слов об АДАПТАЦИИ
|
И вот позади семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребенку в сад, и надо ли вообще ему туда идти, выбор детского сада, сбор документов, хождение по врачам, бесчисленные анализы, наконец, ребенок устроен. Родителям в предвкушении новой жизни, новых возможностей, после пережитого напряжения так хочется верить, что все трудности позади. Но часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, и так далее. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Задача психологической службы нашего ДОУ оказать помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создадут ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи. |
Мы готовы:
♦ помочь каждому ребенку в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей; ♦ помочь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада; ♦ помочь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями.
Психологи помогают в построении взаимоотношений через решение четырех задач:
1) прогноз вероятной степени адаптации ребенка; 2) разработка схемы введения ребенка в группу детского сада; 3) консультирование родителей;
4) консультирование персонала.
ДИНАМИКА АДАПТАЦИИ
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.
Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. |
|
Самые серьезные трудности могут ожидать семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим. Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребенка. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.
Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.
Адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца. Тяжелая адаптация – требуется три месяца. Очень тяжелая адаптация – около полугода и более.
После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей – период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.
Поэтому мы разработали:
♦ структуру прогнозирования уровня возможной адаптации ребенка; ♦ варианты введения ребенка в группу детского сада; ♦ стандартный пакет рекомендаций для всех родителей; ♦ план индивидуального консультирования. |
|