|
Портрет будущего первокласника Рассматривая проблему школьных
трудностей, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школьному обучению.
Готовность к школе – это тот уровень функционального и психического развития
ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными,
не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психической адаптации, к
снижению эффективности обучения. Вот основные положения, обеспечивающие успех адаптации учащихся
к новым условиям.
I. Социальное развитие Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками. Общается со сверстниками, знает правила общения. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен. Хорошо адаптируется к новой обстановке. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого. Не избегает общения.
II.
Организация деятельности
Может планировать свою деятельность. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей
работы. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт
конкретных указаний. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15
минут. Не торопится, не суетится, не требует
постоянного внимания взрослых. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с
подсказкой выполняет задание. Не отказывается от заданий.
III. Речевое
развитие
Ребёнок правильно произносит звуки
родного языка. Может выделить звук в начале, середине и конце слова. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать
событие, задать вопрос и ответить на него. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит
предложения. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по
картинке. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений
темпа (пауз, запинок).
IV. Развитие
движений и пространственная ориентация
Ребёнок уверенно действует в быту: ест
вилкой, ложкой, одевается, раздевается. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами,
туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо). Не испытывает
затруднения при работе
с мозаикой, хорошо манипулирует
мелкими деталями. Стремиться
научиться лепить, выпиливать, вязать
и др. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических
движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг,
квадрат, треугольник).
V. Зрительно –
пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их
характерные признаки. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и
другим признакам. Различает расположение фигур (над, под, на, за, перед, возле,
сверху, снизу и т.п.). Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания
фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех
штрихов и элементов. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление
всех штрихов и элементов. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по
образцу-схеме. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
VI. Личностное развитие
Ребёнок осознаёт как вести себя со
сверстниками и с взрослыми. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе
общения с взрослыми, и со сверстниками. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать
самостоятельно, не нужно присутствия взрослого. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые
выполняет, способен достаточно объективно оценить результат. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо»,
оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам
деятельности, к миру взрослых и т.п. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
VII. Здоровье
Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в
год). Не подвержен тяжёлым
и хроническим заболеваниям. Спокоен, усидчив, нераздражителен. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного
недержания мочи). Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества). В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание,
моргание). В речи нет выраженных задержек в развитии.
VIII. Развитие внимания и
памяти
Ребёнок удерживает внимание в течение
10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или
трудна). Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется
дополнительных инструкций, внешней организации. Переключается с одного вида деятельности на другой, не
отвлекается на внешние раздражители. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4
кратном повторении. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными
образами. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8
строк.
ЛИТЕРАТУРА: Бабаева Т.И.
«У школьного порога». М.:
«Просвещение, 1993. Патрушина Т.А.,
Филякина Л.К. «Первоклассник на пороге школы». Советы родителям, советы
учителям. С.Петербург, Творческий центр «Сфера», 2009г.; журнал «Дошкольное
воспитание», «Дошкольная педагогика», «Семья и школа». |
|